«Ырлаксаар мен» — «Рожденный петь» Ростислав Кенденбиль

События

30 Май.

«Ырлаксаар мен» — «Рожденный петь»

Ростислав Кенденбиль – это имя знакомо каждому жителю Тувы. Он один из основоположников национального профессионального композиторского творчества республики. Ростислав Докур-оолович – гениальный человек, который внес огромный вклад в культуру, оставил после себя большое число своих музыкальных произведений. Его композиции трогают людей и проникают в душу.

В этом году исполнилось бы 100 лет композитору, народному артисту, заслуженному работнику культуры, лауреату Государственной премии, председателю правления Союза композиторов Тувинской АССР, директору Кызылского училища искусств с 1961 по 1963 год Ростиславу Кенденбилю. В Национальном архиве Республики Тыва хранится личный фонд Ростислава Докур-ооловича. Фонд состоит из творческих и личных документов, материалов служебной деятельности, текстов и нот песен, почетных грамот, поздравлений, писем, фотодокументов, а также документов членов семьи.

Родился композитор 30 мая 1922 года в местечке Кара-Дыт Дзун-Хемчикского хошуна в семье аратов-скотоводов. Кошкар-оол (так звали мальчика в детстве) помогал родителям пасти скот. Когда ему исполнилось 14 лет, то его отдали учиться в школу-интернат г. Чадана. Через три года он поехал учиться в Горно-Алтайск, а по возвращению в Кызыл, учился в студии музыкально-драматического театра. И в годы обучения в студии, и после – до 1954 года – он и актер театра, и инструменталист-аккомпаниатор, и артист театрального оркестра.

Первую песню «Сөзүм утпа» Кенденбиль написал в 1951 году и посвятил ее своей жене Екатерине Седип-ооловне.

С 1954 года он обучается в Ленинградском музыкальном училище. По возвращении в Туву в 1958 году Ростислав Докур-оолович начинает активную творческую работу. Пишет новые песни, которые запела вся Тува. Он работал и в жанре театральной музыки (музыка к пьесе «Любовь и месть» А. Хуурака), пишет симфоническую сюиту № 1 «Расцветай, мой край родной».

Новый этап творчества Ростислава Докур-ооловича связан с его трехлетней стажировкой в Ленинградской консерватории под руководством профессора А. С. Лемана (1969 – 1972 годы). За короткое время композитор создал много интересных и значительных произведений: песни, романсы, пьесу для флейты с фортепьяно, два квартета, сонату для флейты и фортепиано, симфоническую сюиту № 2 («Колхозная»), симфонию № 1 «Песнь о Туве» и симфонию № 2. После окончания стажировки Ростислав Докур-оолович становится членом Союза композиторов России.

В 1970 – 1980 годах он создает много произведений: симфониетту, оркестровую картину «Родные пейзажи», три симфонические сюиты, Четвертый квартет, сюиту для квинтета духовых инструментов, три музыкальные комедии – «Саянская русалка» , «Инчеек», и «Небесная девушка», либретто ко всем трем написал Кызыл-Эник Кудажы. Композитор продолжал работать и в своем любимом жанре – песенном, который пользовался огромной популярностью. Песенное творчество Р. Д. Кенденбиля было отмечено в 1987 году присуждением ему Государственной премии Тувинской АССР. Ростислав Докур-оолович вел активную общественную и организационную работу. В 1985 году его избирают председателем правления Союза композиторов Тувы.

Музыка Ростислава Докур-ооловича звучала и звучит сегодня в концертных залах Тувы и далеко за пределами республики, по радио и телевидению, в юртах простых аратов.

В характеристике стажера Ленинградской консерватории Р. Кенденбиля от 25 апреля 1973 года указано, что «...композитор Кенденбиль Ростислав Докур-оолович за период стажерской формы обучения добился больших, серьезных достижений. Им создано большое число произведений самых различных форм и жанров: соната для флейты и фортепиано, несколько вокальных циклов, два струнных квартета, большая симфоническая композиция на Тувинские народные темы, симфония в 4-х частях. Вместе с большой работой по овладению крупными формами, Кенденбиль совершенствовал и свое вокальное творчество в области массовых песен и хоров. Профессиональный уровень, художественная ценность созданных произведений, работа над повышением своей теоретической подготовки, интенсивным накоплением художественых впечатлений, весьма положительно характеризует Кенденбиля как стажера».

Ростислав Докур-оолович был замечательным отцом и верным семьянином, любящим свою семью. Об этом доказывают семейные фотографии, на которых с особой теплотой улыбок проявляется взаимная любовь к своим дочерям Ларисе и Октябрине, которым с детства прививал любовь к музыке. Свободное время он старался проводить с семьей, вместе с младшей дочерью в 1970 году посетил г. Ленинград.

В своем воспоминании о муже от 1998 года жена Екатерина Седип-ооловна делится: «В этом году исполнилось бы 76 лет Ростиславу Докур-ооловичу любимому отцу моих детей и дедушке внуков. Прошло пять лет, как он покинул нас. Мы часто вспоминаем с детьми о нем, о его заслугах и делах. Он был очень добрым, простым, веселым и дружелюбным человеком. В свое время активно участвовал в общественных делах, был коммунистом, который переживал за будущее Родины. Избирался членом пленума обкома партии, а также первичной организации партии. Работал директором училища искусств, руководителем Союза композиторов Тувы. Приглашал в Туву известных композиторов России таких как: В. Казенин, Р. Шетрин, Ян Френкель, Чалаев, Израйлевич, а также известных артистов... Молодые композиторы наверняка помнят, как он помогал им. Он часто рассказывал, что вырос у бабушки и дедушки в селе Шеми. Бабушку звали «Думчуктаар», а дедушку «Удуур ашак». Это были их прозвища. Еще со школы любил спорт, посещал все кружки и старался хорошо учиться».

«Когда учился в школе я был старательным учеником, участвовал во всех кружках школы, особенно меня интересовали спортивные секции и кружок рисования. В старших классах приехала комиссия по отбору учащихся в художественные учебные заведения и меня рекомендовали на учебу в художественные учебные заведения. Тогда я приехал в Кызыл, но получилось так, что мои друзья уже уехали, и меня отправили учиться в педагогический институт в Горно-Алтайске. Во время учебы в Горно-Алтайске началась война. В это сложное время мы терпеливо учились. Также я продолжал любить музыку и спорт, в свободное время любил играть на скрипке. Я продал свое пальто и купил себе скрипку, чтобы научиться играть», – вспоминал Ростислав Докур-оолович.

В Министерстве образования автономной республики Кенденбиля спросили, умеет ли он играть на скрипке? Он достал скрипку и сыграл. Поэтому его отправили учиться в оркестр театра. С тех пор начался его творческий путь. Научился играть на баяне. Хорошо играл на национальных инструментах, таких как чанзы, бызаанчы. Любил гулять в лесу, слушать голоса птиц, наслаждаться красотой природы. Собирал красивые камни и отправлял их посылкой в Ленинград внуку. Сейчас внук учится на третьем курсе в художественном училище. Дочка и зять тоже художники. Он очень любил своих детей, ему для них ничего не было жалко. Он получал 110 рублей пенсии и почти всю ее отправлял сыну и внуку в Ленинград.

– Мы не были богатыми, – вспоминает Екатерина Седип-ооловна, – мы были простыми людьми, и наши дети тоже выросли простыми, работящими. В то время люди думали, что композиторы получают много денег. На самом деле работы было много, но никогда не получали больших денег. Максимум получали по 20 – 30 рублей за одну песню. За большие произведения выходило по 60 – 70 рублей. За свои произведения Ростислав никогда много не брал, потому что был очень скромным человеком. Очень надеюсь, что кто-то возьмет на себя ответственность и смелость выпустить его произведения. У Ростислава Докур-ооловича очень много работ, которые еще не опубликованы…

Ростислав Докур-оолович обладатель многочисленных наград. В 1970 году получил юбилейную медаль «За доблестный труд», в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», в 1976 году его наградили орденом «Знак Почета», в 1983 году – наградили медалью «Ветеран труда».

Композитора не стало 3 января 1993 года. В память о Ростиславе Кенденбиле названа Республиканская основная общеобразовательная музыкально-художественная школа-интернат. Он был внесен в Государственную книгу «Заслуженные люди ХХ века». На доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.